branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Дилеры умоляют вернуть россиянам льготые автокредиты

Программу льготного автокредитования хотят возобновить уже в этом году, но на других условиях...
Депутаты Госдумы считают необходимым возобновить программу льготного автокредитования. Такое предложение на имя председателя правительства Дмитрия Медведева отправил первый зампред комитета Госдумы по промышленности, замглавы Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. Если инициатива будет одобрена, программа льготного автокредитования может распространиться на автомобили стоимостью до 1 миллиона рублей. В тоже время получить кредит станет сложнее, а процентные ставки по нему будут выше.

С предложением возобновить программу льготного автокредитования к правительству обращаются уже не в первый раз. Ранее аналогичное послание в Минпромторг отправила Ассоциация российских автомобильных дилеров (РОАД). Как сообщили корреспонденту Autonews.ru в РОАД, ситуация, которая сегодня складывается на рынке, мало чем отличается, от той, что была год назад, когда была запущена программа льготного автокредитования.

«Автомобильный рынок замер перед вероятным серьезным падением. Очевидно, что в условиях экономической неопределенности, сценарий его развития будет во многом зависеть от своевременности принятия мер государственной поддержки. Возобновление субсидирования автокредитования по аналогии с программой 2013 года выглядит логичной мерой, зарекомендовавшей себя в качестве эффективного инструмента поддержки автомобильной отрасли», - сказал представитель РОАД.

В РОАД сегодня состоит порядка 500 автодилеров, и все они надеются на возобновление программы. Несмотря на то, что в конце минувшего года Минпромторг объявил о ее досрочном прекращении, представители компаний считают, что это решение было принято поспешно. Продажи автомобилей на отечественном рынке идут вниз практически весь первый квартал, и де-факто сложилась ситуация, при гипотетическом возникновении которой вице-премьер Аркадий Дворкович обещал вернуть программу к жизни.

«Мы посмотрим на ситуацию в I квартале. Если увидим, что без таких же мер она не будет стабильна, не будет улучшаться, значит, выйдем с предложениями о продолжении подобной программы и в 2014 году», - заявлял Дворкович в январе.

Глава РОАД Андрей Петренко считает, что возобновление государственной поддержки в этой сфере положительно скажется не только на объемах продаж автомобилей, но и на экономике страны в целом. Речь идет о миллиардах рублей.

«Расчет очень прост: в 2013 году было продано 2,7 миллионов новых автомобилей. По самым оптимистичным прогнозам, падение рынка в 2014 году составит 5%, то есть будет продано на 135 тысяч машин меньше, чем годом ранее. Средняя стоимость автомобиля на начало года составила 28 тысяч 125 долларов. А сейчас явно больше - у многих производителей с этого момента прошло по 1-2 подорожания. Для удобства подсчета возьмем среднюю стоимость автомобиля - 1 миллион рублей. Не продав 135 тысяч машин, размер выпадающих доходов составит 135 миллиардов рублей. В качестве средней наценки на новые авто берем 4%, со 135 миллиардов рублей получаем сумму в 5 миллиардов 400 миллионов рублей, НДС (18%) с этой суммы будет равен 972 миллионам рублей. И это только налог на добавленную стоимость. Мы не рассматривали недополученное по налогу на прибыль, зарплатные налоги», - сообщил Андрей Петренко в беседе с корреспондентом Autonews.ru.

По словам источника, за основу своих расчетов эксперты ассоциации взяли минимально возможное падение рынка в 5 процентов. Однако заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов еще в марте прогнозировал падение на 6,5%, а на конвенции автодилеров звучали и более мрачные прогнозы - до 15 процентов.

«На продажи автомобилей стоимостью дороже одного миллиона рублей автокредитование не влияет».
Тем временем, прекращение действия программы льготного автокредитования не только ударило по дилерам, но и уже стало отражаться на самых автопроизводителях. На некоторых автозаводах уже сокращают смены, другие и вовсе приостанавливают работу. По мнению представителя ГК «АвтоСпецЦентр» Романа Приходько, к полной заморозке рынка, и соответственно, производства, это не приведет, однако снижение объема продаж будет значительным.

«Сейчас, когда некоторые автомобильные заводы приостанавливают
работу, правительству страны действительно пора серьезно задуматься о запуске программы. Падение продаж в сегменте автомобилей, попадающих под действие программы, может увеличиться на 6,5-7% по итогам 2014 года, против 2,5-3%, которые ожидались в случае запуска господдержки. Несмотря на тот факт, что программа льготного автокредитования не будет запущена в 2014 году, не стоит прогнозировать, что авторынок «встанет» - на продажи автомобилей стоимостью более 1 миллиона рублей, а также на сделки, совершаемые за наличные средства, автокредитование не влияет», - считает Приходько.

В случае, если программа льготного автокредитования будет вновь одобрена, а ее действие распространят и на автомобили стоимостью до 1 миллиона рублей, то у граждан, планирующих приобрести машину с помощью заемных средств, будет поистине практически неограниченный выбор. Под действие программы попадут 76 моделей или 46% всех автомобилей, продающихся на внутреннем рынке страны.

«Сейчас, когда некоторые автозаводы приостанавливают работу, правительству пора серьезно задуматься о запуске программы».
В первую очередь, роста продаж нужно будет ожидать в сегментах недорогих автомобилей. И, по большому счету, дилеры эту тенденцию уже наблюдают. «На фоне сложной нестабильной экономической ситуации в стране потребители с опаской относятся к тому, чтобы брать на себя кредитные обязательства, и предпочитают покупку более дешевых машин за имеющиеся у них наличные средства. Но, как показывает опыт, в кризисные периоды потребители сначала избавляются от наличных, а затем активно берут кредиты. И не только на автомобили. Поэтому рост кредитных сделок во втором квартале 2014 году предопределен», - отметил Приходько.

Однако тем, кто намерен приобрести новый автомобиль в ближайшее время, в случае возобновления программы льготного кредитования рассчитывать на прежние условия не приходится. Такими дешевыми, как раньше, кредиты больше не будут. Условия действия новой программы, которые предложила РОАД, предполагают повышение ставок: государство будет субсидировать не 2/3 кредита, а лишь его половину, кроме того, планируется ужесточение требований к заемщикам.

«В кризисные периоды потребители сначала избавляются от наличных, а затем активно берут кредиты».
Напомним, в 2013 году за 6 месяцев действия программы льготного автокредитования в России было выдано около 260 тысяч автокредитов. Средняя ставка по таким кредитам составляла около 6%, минимальные держались на уровне 3%, а максимальные достигали 11 процентов. В то же время ставки на обычные кредиты в банках начинались с 15% и нередко превышали отметку в 20 процентов.

Официально прекращение действия программы льготного автокредитования в конце 2013 года аргументировалось достижением всех целей, которые ставило правительство вводя ее в действие. «Оно принято в связи с достижением основных задач программы по поддержанию уровня производства легковых и легких коммерческих автомобилей», - заявил глава минпромторга Денис Мантуров.

За время действия программы падение объемов производства на российском автомобильном рынке сократилось с 17% в первом полугодии 2013 года до 2,9% по итогам января-октября.

Алексей Матвеев